В 2021 году специалисты Госкомитета по строительному, жилищному и дорожному надзору рассмотрели 1683 обращения жителей Карелии, касающихся проверки правильности начисления коммунальных платежей. Большая часть вопросов была связана с нарушениями при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, платы за отопление и водоснабжение, некорректным применением тарифа на содержание и ремонт общего имущества, а также с нарушениями при начислении платы за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании поступивших обращений Госкомитет провел 228 внеплановых проверок. По их результатам выдано 104 предписания на устранение выявленных нарушений при начислении платы. Также была произведена корректировка платы и возвращено свыше 3 миллионов 679 тысяч рублей, которые были необоснованно начислены в виде платы за жилищно-коммунальные услуги. Более 800 тысяч рублей из этой суммы связаны с корректировкой платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. В таких домах действующее законодательство предусматривает оплату коммунальных ресурсов, поставляемых жителям, по установленному нормативу, а не по данным приборов учета.
Госкомитет обращает внимание собственников помещений в многоквартирных домах на то, что по результатам проверок, проведенных надзорным ведомством, плата за коммунальные услуги может не только уменьшаться, но и увеличиваться. Это происходит в тех случаях, если управляющая или ресурсоснабжающая организация при начислении платы использовала заниженный тариф, применяла неправильный норматив или неверно учитывались площадь жилого помещения и количество проживающих в нем граждан. Поэтому специалисты Госкомитета рекомендуют собственникам помещений сначала самим выяснить у поставщиков услуг причины изменения суммы платы, а если ответ их не устроит, то обратиться за разъяснениями в надзорное ведомство.